481 367

ВАКАНСИИ

197 527

РЕЗЮМЕ

215 925

КОМПАНИИ

Имеет ли право работодатель читать сообщения в ICQ своих сотрудников?

04 февраля 2010 Показать все статьи

Как известно, многие офисные сотрудники злоупотребляют доверием работодателя и используют рабочее время в личных целях. Например, сидят на сайте Одноклассники, переписываются посредством icq, а если на компьютере наложен запрет на установку аськи, они начинают чатиться с помощью мобильного Интернет-пейджера. А, между прочим, мобильный телефон оплачивает работодатель, подключив сотрудников на корпоративный тариф. Как бороться с такими нерадивыми работниками? Законно ли следить за перепиской своих сотрудников и применять к ним карательные меры?

Вопрос, конечно, не однозначный. Каждому доступна «регистрация icq бесплатно», поэтому соблазн початиться велик. Сотрудники тратят рабочее время на личные разговоры, а руководству, разумеется, это не по нраву. Но насколько законно поступает работодатель, читая переписку сотрудников? В принципе, с юридической точки зрения в этом нет ничего страшного, так как компьютер – собственность работодателя. В российской судебной практике, кстати, нет ни одного подобного случая, чтобы работодателя привлекли к ответственности за то, что он следил за своими сотрудниками. И Трудовой Кодекс в принципе не запрещает отслеживать переписку работника. Другое дело, что есть Конституция РФ, которая как раз таки гарантирует неприкосновенность личной жизни. Есть Статья 23 Конституции РФ, из которой следует, что каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, на соблюдение и охрану личной и семейной тайны, а также на защиту своей чести и доброго имени. Кроме того, из этой же статьи следует, что каждый человек имеет право на соблюдение тайны переписки, телефонных переговоров, а также почтовых, телеграфных и иных сообщений. Таким образом, ограничение этих прав может быть допущено лишь на основании судебного решения».

Естественно, Конституция – это высший закон, однако в Трудовом Кодексе запрета на получение информации о сотруднике, в том числе и посредством знакомства с его перепиской, ничего не сказано. Так что с юридической точки зрения работодателю ничего не угрожает. Особенно если прописать соответствующие положения в Уставе организации и ознакомить с ним сотрудников под роспись. Возможен и другой вариант решения проблемы - к примеру, блокировать выход на определенные сайты или убрать возможность пользоваться любой электронной почтой, кроме корпоративной. А что касается аськи – можно установить специальную программу, которая настроена на пользователей только локальной сети, то есть общения с «внешним миром» по аське не получится. Однако последнюю сложность можно и обойти. Сотрудники могут установить аську, которая была у них раньше. Конечно, если компания маленькая, можно уследить за каждым, а если большая? Перед каждым жандарма не поставишь. Не лучше ли мотивировать сотрудников на качественную работу? Тем более та же аська может быть полезной для бизнеса - возможно, некоторые из ваших клиентов предпочитают обсуждать детали заказа, покупки и т.п. именно по аське. Сегодня у сотрудников прогрессивных компаний должны быть все возможности связи.